Правила и техника безопасности при езде на снегоходе

218A4747_compressed

Современный снегоход может развить серьезную скорость. Даже бюджетный «турист» или модель для работы могут разогнаться до 60-80 км/ч, а модели помощнее — могут ехать и под 100-120 км/ч, и даже больше. 

Из-за того, что райдер сидит не в защищенной кабине, а верхом, при столкновении на такой скорости высока вероятность получить травму (несмотря на то, что падать придется в снег). Поэтому каждому, кто садится за руль снегохода, необходимо знать и соблюдать технику безопасности. Основные правила мы собрали ниже. 

Правила и техника безопасности при езде на снегоходе
Правила и техника безопасности при езде на снегоходе
Правила и техника безопасности при езде на снегоходе
Правила и техника безопасности при езде на снегоходе
Правила и техника безопасности при езде на снегоходе

Проверка состояния снегохода перед заездом

Перед каждой поездкой обязательно проверяется: 

  1. Поворот руля — можно ли его повернуть в обе стороны. 
  2. Уровень топлива и масла. 
  3. Состояние лыж. 
  4. Рычаг тормоза — должен плавно нажиматься.
  5. Работа переднего и заднего света. 

Учтите: эти шаги приведены не для первой поездки в сезон. Если снегоход простоял в гараже все лето, проверять его нужно более внимательно. 

Предупреждение о поездке

Мобильная связь может не работать в глухих местах, или с телефоном может что-то случиться — поэтому перед поездкой нужно кого-нибудь предупредить. Сообщите свой примерный маршрут и планируемую длительность поездки.

Что иметь при себе

  1. Рюкзак для вещей. 
  2. Аптечка. 
  3. Фонарь, если собираетесь возвращаться по темноте. 
  4. Канистра с бензином. 
  5. Нож. 
  6. Еда. Можно взять армейский ИРП и любой сладкий батончик, плюс термос с горячим сладким чаем. Помните, что «обычная» еда (например — бутерброды) быстро замерзнет. Ее придется либо разогревать на привале, либо возить в саморазогревающемся или подогреваемом ланч-боксе. 
  7. Лопата. Для компактности можно взять складную, в идеале — с пилой. 
  8. Набор основных инструментов: ключи под ваш снегоход, болт вариатора, мультитул, разводной ключ, изолента. 
  9. Буксировочный трос. 
  10.  Антифриз, запасные свечи и ремень вариатора. 
  11. Салфетки или тряпка для протирания визора. 
  12. Источник огня: спички, бензиновая зажигалка (газовая на морозе может и не сработать), сухое горючее. 
  13. Веревка, примерно 20-30 м. Если снегоход провалится под лед, можно будет накинуть веревку и не дать технике утонуть.
  14. Сигнальное устройство (сигнал охотника). 
  15. Полностью заряженный телефон. Рекомендуется либо полностью отключить на нем все «сжиратели» заряда (Wi-Fi, Bluetooth, Интернет, GPS — если не нужен), закрыть все приложения и максимально уменьшить яркость. Либо вообще отключить телефон, и включать только при необходимости. Телефон надо возить поближе к телу — на морозе аккумулятор быстро сядет. 
  16. Навигация. Лучше взять отдельный GPS-навигатор кроме телефона, чтобы не расходовать его заряд. 
  17. Запасные шапка, перчатки, носки, маска. 

Одежда и средства защиты

Каждый райдер, в том числе и пассажир снегохода, должен иметь такую экипировку: 

  1. Снегоходная одежда. Специальная — потому что удобнее и легче обычных зимних пуховиков, хорошо греет, отводит влагу и лишнее тепло от кожи, и не пропускает влагу от нагретого снега внутрь. 
  2. Ботинки. Тоже специальные — они имеют подошву с лучшим сцеплением с подножкой, и не пропускают внутрь снег.
  3. Перчатки. Имеют защитные вставки, длинный манжет с фиксатором , слой утеплителя и нескользящую внутреннюю поверхность. 
  4. Шлем. Защищает не только при падении, но и от веток — так что ездить в нем надо всегда. 
  5. Защита коленей и локтей. Если без налокотников еще можно обойтись, то без наколенников лучше не кататься.

Проезд по разной поверхности

  1. Лед. Ездить можно, только если лед уже точно прочный — ближе ко второй половине зимы, при сильных морозах. Проезжать участок желательно без остановок и задержек. Если двигаетесь группой, нельзя ехать скученно: нагрузка на лед будет больше, и если он не выдержит — провалиться может не один человек. Также на льду снегоход управляется намного хуже, чем на снегу, поэтому легко может уйти в занос. 
  2. Водяная яма (вода под слоем снега). Газуем и стараемся как можно быстрее проехать этот участок. 
  3. Участок земли. Может встретиться на полях, или если под землей близко к поверхности проходит горячий трубопровод. Ездить по такому никак нельзя: могут пострадать и лыжи, и двигатель (может перегреться), и склизы (из-за грязи). 
  4. Плотный снег. Если покров слишком плотный, сцепление гусеницы и лыж с поверхностью может оказаться слабым — гусеница будет плохо закапываться, а лыжи — могут скользить. На таких участках лучше снижать скорость, не допускать резких поворотов и резкого торможения. 
  5. Глубокий снег. В глубоком сугробе снегоход может загрузнуть, поэтому их лучше объезжать. 

Сигналы рукой при движении в группе

Если вы движетесь группой и не имеете радиосвязи — используются сигналы руками. А точнее, левой рукой — правая всегда остается на руле.

Список такой:

  • остановка — прямая рука поднята вверх;
  • снижение скорости — прямая рука вытянута в сторону под углом к земле;
  • поворот налево — прямая рука вытянута в сторону параллельно земле;
  • поворот направо — рука вытянута в сторону и согнута под углом 90º. 

Выполнение маневров и разные ситуации

  1. Езда с пассажиром. Пассажир увеличивает нагрузку на гусеницу — а значит, падает маневренность, входить в повороты будет сложнее, и понадобится больше прибавлять газ. Если участок слишком сложный,например — крутой склон, или резкий поворот, перед ним можно остановиться, ссадить пассажира, и проехать отрезок налегке. 
  2. Выбор скорости. Главное правило: ездить быстро можно только по специально подготовленным трассам. В остальных случаях скорость должна быть такой, чтобы вы успели среагировать на изменение ситуации. Даже при хорошей реакции и при опыте вождения по незнакомому маршруту не стоит ехать быстрее 50-60 км/ч. Хотите притопить? Проложите маршрут, накатайте его хотя бы пару раз, и только на этом отрезке ускоряйтесь. 
  3. Пробуксовка. Уменьшаем обороты двигателя, пока гусеница не сцепится со снегом. Если пытаться газовать — можно только сильнее зарыть снегоход. 
  4. Прохождение поворотов. Перед поворотом снижаем скорость и стараемся повернуть по максимально большому радиусу. Если поворот резкий — старайтесь отклониться корпусом в противоположную сторону (поворачиваете налево — наклоняетесь вправо): если снегоход начнет наклоняться — это может предотвратить падение. Если поворачиваете на плотном снегу — можно наклониться вперед, чтобы улучшить сцепление лыж с поверхностью. 
  5. Остановка. Отпускаем рычаг газа и дожидаемся полной остановки. Обычно пользоваться тормозом не приходится — у снегохода почти нет наката, и без подгазовки он быстро остановится сам. Если надо остановится быстрее — плавно нажимаем тормоз. 
  6. Застревание. Главное — не пытаться сразу газовать: при пробуксовке это только сильнее закопает гусеницу. Заглушите двигатель, если есть тяжелый груз — снимите его, и попытайтесь вытащить снегоход на более плотный снег (вручную, тросом с помощью другого снегохода, или с помощью веревки). Если не получается — раскопайте пространство сбоку от гусеницы лопатой, или вытопчите ногами, и попробуйте приподнять заднюю часть и переставить на этот уплотнившийся участок. Когда начинаем движение — газ даем плавно. 
  7. Подъем по склону. По некрутому склону можно ехать перпендикулярно, то есть, ехать прямо на вершину, а не под углом. По крутому — по зигзагу, то есть, не прямо наверх, а вбок-наверх. Вес корпуса при этом надо переносить вперед — особенно, если склон крутой. При подъеме лучше не останавливаться, иначе тронуться потом может и не получиться — тогда придется разворачиваться, спускаться, и подниматься заново. 
  8. Спуск со склона. Спускаемся только сидя, сесть стараемся глубже, чтобы центр тяжести располагался низко. Газ надо слегка нажимать, чтобы поддерживать работу двигателя. Если понадобится нажимать тормоз — делаем это легко и часто, чтобы полностью не остановить гусеничную ленту. 
  9. Езда поперек склона. Смещаем корпус в сторону вершины склона и покрепче держим руль. Если снегоход начинает сползать или переворачиваться — направляем его вниз. Если и это не помогает — спрыгиваем. 
  10. Езда по ночам. Тут все просто: едем медленно даже по знакомому участку, и смените маску или стекло на модель с прозрачным или светло-желтым фильтром.

Требования к психологическому состоянию райдера

Садиться за руль нельзя в нетрезвом виде, под воздействием каких-либо препаратов или веществ, не выспавшимся, физически или морально нездоровым — например, после болезни, или в состоянии стресса. 

Особенно этот пункт касается алкоголя. Люди, использующие снегоход для развлекательных поездок или поездок на охоту-рыбалку, часто совмещают катание и посиделки с шашлыками и горячительными напитками. Делать так нельзя: либо разбивайте такие развлечения на разные дни, либо сначала катайтесь, а потом все остальное. 

Правила и техника безопасности при езде на снегоходе
Правила и техника безопасности при езде на снегоходе
Правила и техника безопасности при езде на снегоходе
Правила и техника безопасности при езде на снегоходе
Правила и техника безопасности при езде на снегоходе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Каталог экипировки